San-Premium.ru Posuda40.ru
Оформление заказа
прямо на сайте
Доставка товаров
по всей России
Оплата любым
удобным способом
Обнинск +7 (484) 396‒63‒69
Москва +7 (499) 705‒03‒69
Заказать обратный звонок
Каталог товаров 18 519

Декор на санкерамике - роскошь или средство продвижения минимализма

Многим посетителям строительной выставки "МосБилд 2014" могло показаться, что декорированная санкерамика компании "Колер" (Kohler) - это нечто новое в производстве раковин, унитазов и биде. Посетителям музея керамики австрийского города Гмунден такое показаться не могло, потому что в числе экспонатов рубежа 19-20-го веков найти раковину "в цветочек", не сложнее, а скорее даже проще, чем просто белую. В общем, современный рынок сантехники всем своим видом демонстрирует, что санкерамика с декором - или выставочная редкость, или музейная. Но зачем и почему её делали и делают такой "редкой"?

Экспозиция раковин с декором от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Как минимум, три гипотезы-ответа можно признать достойными внимания: историческую, экономическую и психологическую.

Гипотеза историческая: корни в Австрии и Китае, питающие современную санкерамику

Санкерамика - это, безусловно, керамика. Чаще всего, это фаянс, но иногда можно встретить упоминания и о фарфоре. Создание чашек и блюдец - дело непростое. И даже небольшие, по сравнению с обычным умывальником, предметы керамисты склонны высушивать в печах по частям, после чего их склеивать и обжигать. Иначе слишком высок процент брака из-за растрескивания. А если "чашки" и другие предметы "сервиза для санузла" достигают почти метровых габаритов, то их производство на уровне качества столового фарфора могут поддерживать или те, кого не интересуют затраты настолько, насколько результат. Или те, кто тратит не заработанные, а, как принято говорить, "казённые" средства. Отсюда, видимо, и множество так называемых императорских, королевских и подобных фарфоровых заводов.

Керамические раковины с декором от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Большинство современных производителей санкерамики стали активно развиваться уже после изменения прежней роли монархов в политике и экономике стран. Тем не менее, "корни" санкерамических гигантов можно найти именно в таких странах как Австрия, которая перестала быть частью Австро-Венгерской монархии в 1918.

Керамическая раковина со смесителем и пьедесталом Prairie Flowers от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Использованные в данной статье фотографии санкерамики Kohler, сделаны на московской выставке МосБилд 2014. А санкерамика швейцарского бренда "Лауфен" (Laufen), произведённая в 1890-1907 годах сфотографирована в музее. Интересно совпадение, что музейные швейцарские раковины и унитазы находятся именно в австрийском музее (г. Гмунден), и предприятие Kohler основано в 1873 году в США австрийским иммигрантом Джоном Майклом Келером.

Настенный умывальник из фаянса 1890-1895 гг. от Laufen в австрийском музее керамики (г. Гмунден) Фото: Тина Л. (Гмунден)

Основой для появления будущей санкерамики можно считать появление унитазов, как таковых. И, как ни странно, такое исследование приводит именно на "родину" фарфора. Современные авторы справочников сообщают, что в Китае первого века нашей эры уже существовала конструкция, подобная современному унитазу. Есть сведения об отдельных таких конструкциях, созданных в Азии и Европе в средние века. Но о появлении унитазов в общественных местах и у большинства представителей населения страны с уверенностью можно говорить в рамках 19-20-го веков.

Фрагмент керамической раковины со смесителем Prairie Flowers от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Может быть, это простое совпадение, а может историческая закономерность, но как расписные фарфоровые чашки получили распространение благодаря "элитным" чаепитиям, так и санкерамика "в цветочек" могла быть, в первую очередь, интересна лишь для состоятельных персон. Причём, раз уж речь идёт о предметах личной и интимной гигиены, то санкерамика должна была быть исполнена "под заказ, под привычки, вкусы" и "под размер", что обычно увеличивает стоимость.

Гипотеза экономическая: ценники и ценности на примере Laufen и Kohler

В музее керамики австрийского города Гмунден представлены, в числе прочих, модели санкерамики конца 19-го и начала 20-го веков. Они настолько стильно и качественно украшены росписью, что неуместно сомневаться в их предназначении для финансово обеспеченных покупателей.

Фаянсовый гарнитур Подсолнухи / Sonnenblümen 1900-1907 гг. от Laufen в австрийском музее керамики (г. Гмунден) Фото: Тина Л. (Гмунден)

Создание рисунков на санкерамике означает для производителей необходимость сотрудничества с несколькими художниками, кроме уже существующего дизайнера, проектирующего форму изделия под роспись или готовые "наклейки"-деколи.

Керамическая раковина со смесителем Prairie Flowers от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Чтобы продавать декорированную санкерамику в глобальных масштабах, кроме расписывания обыкновенных достоинств, необходимо также убедить потенциального покупателя, что они без особого труда и дополнительных финансовых затрат смогут вписать её в интерьер ванной комнаты. Большинство интерьеров владельцы домов рассчитывают по устоявшимся представлениям о расходах на определённые стили оформления. Многие раковины и унитазы с декором идеально вписываются в классические и этнические стили. При высоком качестве изготовления это скорее высокая ценовая категория, чем эконом-класс.

Фрагмент керамической раковины со столешницей и смесителем Marrakesh от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Цифры... Раковины "Марракеш" и "Фазан" стоят около 56000 рублей (если перевести доллары по курсу 35 руб.) по информации на официальном сайте Kohler в июле 2014 г. Раковина премиум-класса IL BAGNO ALESSI ONE по прайс-листу января 2013 года на официальном сайте Laufen стоит около 53000 рублей. При доставке в Россию из США и Европы к этим ценам, разумеется, будут добавлены разного рода наценки. Однако мы сейчас рассуждаем о цене от производителя, и очевидно, что раковины с декором от Kohler для экономии средств при оборудовании ванной комнаты не годится.

Гипотеза психологическая: выбор столового фарфора - дело вкуса, а выбор санкерамики - дело привычки

С точки зрения экономики, сходство технологий производства фарфоровой посуды и санкерамики могло бы создать условия для того, чтобы фаянсовые раковины распространяли одни и те же производители. И покупатели то же могли бы быть одни и те же. Но практика использования показывает, что относятся люди к этим видам керамики настолько по-разному, что это значительно влияет на спрос.

В отличие, от фарфоровых сервизов, санкерамика становится людям более близка и понятна, чуть ли не с самого рождения. То есть, умывальники и унитазы пользователи, ещё будучи малыми детьми, начинают видеть и использовать гораздо раньше, чем им позволят пить чай из хрупкой и дорогой фарфоровой посуды.

Фрагмент керамической раковины Tale of Briar Rose с декором от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Взрослые люди приобретают фарфоровую посуду и санкерамику обычно после знакомства с информацией о производителе и даже о конкретной коллекции. Кроме того, такая посуда может переходить к ним по наследству. А вот с санкерамикой ситуация немного иная...

Настенные умывальники из фаянса 1890-1895 гг. от Laufen в австрийском музее керамики (г. Гмунден) Фото: Тина Л. (Гмунден)

К керамическим раковинам и чашам унитазов дети привыкают с малых лет, и когда приходит время приобретать своё жильё, то инерция привычки легко может "помочь" им проигнорировать разного рода инновации в данной сфере. Они, вероятно, купят приблизительно то же, что было в родительском доме, но только новое. При этом, желающих хранить, подобно сервизам, умывальники и другие предметы санузлов прабабушек, как минимум, останавливает вопрос "зачем?". Ну и как психологический нюанс: бывшее в употреблении оборудование туалета не вызывает таких приятных ассоциаций, как, например, заварочный чайник.

Тем не менее, как уже было замечено в предыдущей части статьи, коллекционеры санкерамики всё же существуют. И в случае с музеем в Гмундене существуют, в том числе, и засчёт таких спонсоров, как Laufen.

От смены времён и технологий доля декорированной санкерамики не меняется

Производители не могут позволить себе выпускать в больших количествах то, что трудно продать. Поэтому выбор в пользу белых чаш и раковин в ванных комнатах - это сначала выбор покупателей, а затем уже продавцов.

Керамическая раковина со столешницей и смесителем Marrakesh от Kohler на выставке МосБилд 2014 Фото: Валерий Клёнов

Есть несколько возможных причин, по которым покупатели могут предпочитать чисто белую санкерамику декорированной:

  • белая сантехника привычнее, а значит вызывает больше доверия;
  • декорированная сантехника значительно дороже;
  • декор может надоесть раньше, чем прибор выйдет из строя;
  • за раковинами с декором нужен более тщательный уход, так как они привлекают больше внимания.

Для производителей же причина сложившихся на рынке санкерамики предпочтений одна-единственная - такую санкерамику производить и продавать сложнее, а значит - себе дороже. И дело не только в ценниках. В расчёте на большой спрос, руководители предприятий наверняка пересмотрели бы и ценовую политику. Однако, большого спроса пока не обнаружено.

Фаянс английской фирмы Johnson Brothers из г. Hanley, 1900 г. и 1906 г., в австрийском музее керамики (г. Гмунден) Фото: Тина Л. (Гмунден)

На декорированную санкерамику, потребители и через столетие смотрят, как на редкость, доступную лишь очень финансово обеспеченным людям. Если она для чего-то и нужна производителям и продавцам санкерамики, так это для создания дорогого фона, на котором проще продвигать более доступную белую керамику.

Желаем вам знать о санкерамике достаточно, чтобы выбрать ту, которая вас будет радовать.

Автор статьи: Валерий Клёнов

Товары, упоминавшиеся в статье